В июне 2022 года на сайтах adu.by и edu.gov.by был размещен документ формата PDF — т.н. Государственный школьный стандарт. Там прописаны права и обязанности школы, педагогов, учащихся и их законных представителей. Казалось бы, что такого необычного в этом документе?
Государственный школьный стандарт
Сначала давайте обсудим сам этот документ как таковой — что из себя представляет, кто его разработал, кто и когда утвердил и т.д. Бегло пробежавшись по всем его страницам, можно понять, что ответственные за создание сего шедевра не представлены. Не указаны также и утвердившие его. А что имеется? Только приписка вверху первого листа: «Одобрено коллегией Министерства образования». Чем занимается эта коллегия?
Согласно Положению о Министерстве образования РБ, п.8, Коллегия на своих заседаниях рассматривает основные вопросы развития системы образования, обсуждает вопросы деятельности Минобразования, подчиненных организаций, вопросы взаимодействия структурных подразделений и организаций системы образования. => То есть разрабатывает организационно-распорядительные документы. А значит, у коллегии нет полномочий регулировать, устанавливать обязанности обучающимся и законным представителям. Решения коллегии оформляются приказами и постановлениями. Государственный школьный стандарт не был оформлен ни приказом, ни постановлением. Но почему же так произошло? А вот почему.
Школьный стандарт — нормативно-правовой акт?
Согласно Закону О нормативно-правовых актах ст.64 п.3 «Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан и юридических лиц, вступают в силу только после их официального опубликования. Такие нормативные правовые акты публикуются после включения их в Национальный реестр правовых актов». Школьного стандарта нет в этом реестре. Согласно ст. 64, п. 6, школьный стандарт не является вступившим в силу НПА, т.к. порядок его принятия был нарушен!
А что в Кодексе об образовании?
Обратимся также к Кодексу Республики Беларусь об образовании. Статья 146, п.3 гласит: «Образовательные стандарты общего среднего образования разрабатываются Министерством образования совместно с организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение общего среднего образования.» П. 4.: «Образовательные стандарты общего среднего образования утверждаются Министерством образования по согласованию с Министерством здравоохранения.» Ничего из этого не было выполнено.
Предварительный вывод
И что из этого всего следует? А то, что т.н. Государственный школьный стандарт — не более, чем просто бумажка, максимум — рекомендация для внутреннего пользования, не обязывающая учащихся и родителей абсолютно ни к чему. Каждый из нас может составить такую же, а потом размахивать ей в школе, указывая права и обязанности педагогов. Документ был разработан кем-то и одобрен коллегией Министерства образования. Дальше по идее нужно его согласовать с Министерством здравоохранения, Министерством финансов, Министерством труда и социальной защиты, как это было сделано с уже утвержденными образовательными стандартами. А после согласования опубликовать постановление, на основе которого официально принимается Государственный школьный стандарт. Но дальше одобрения коллегией не пошло. А одобрять можно как и сколько угодно любой документ.
Ознакомление со стандартом под роспись
В нашей школе всех родителей настойчиво попросили ознакомиться с сим документом под роспись. Первый мой вопрос, на который я сама себе и ответила: «Почему с новым кодексом об образовании так не знакомят?» Да потому что он официально опубликован! И так понятно, что ему надо следовать. А свою подпись под ознакомлением со школьным стандартом я воспринимаю, как мое личное согласие выполнять его требования. Своей подписи я не поставила. Так получилось, что одна из всей школы.
Еще несколько противоречивых пунктов из текста стандарта
41. Учащиеся обязаны:
заботиться о своем здоровье, безопасности и жизни окружающих, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию, самосовершенствованию;
- В соответствии с Конституцией Республики Беларусь, ст.45, у гражданина есть право на охрану здоровья. Это законное право каждого человека, а не обязанность. К тому же, состояние здоровья не относится к образовательному процессу.
44. Порядок посещения учащимися учебных занятий.
Во время урока учащийся должен следить за своей осанкой.
- Это не обязанность, а право. А если считать ровную осанку обязанностью, что будет за проступок? Никто не оспаривает тот факт, что правильная осанка — залог здоровья. Но не нужно забывать, что это все же право.
42. Учащимся в учреждении образования и на его территории категорически запрещается:
не выполнять требования педагогических работников;
- Нет уточнения, что требования должны относиться к образовательному процессу. Считаю такую приписку критичной. Абсолютно все требования выполнять не представляется возможным.
53. Пользоваться устройством мобильной связи (интернет-связи) в учреждении образования на перерывах между занятиями (звонить, отправлять сообщения)
учащимся разрешено исключительно для оперативной связи с родителями (законными представителями), братьями (сестрами), иными близкими родственниками только в случаях безотлагательной необходимости.
- Перемена не урок, основания пользоваться своим имуществом не нужны. Ребенок не должен быть обязанным объяснять педагогам, почему ему нужно позвонить родителям, потому что это попросту личное дело семьи!
56. При повторном факте нарушения правил пользования устройствами мобильной связи (интернет-связи) производится изъятие телефона у учащегося.
- Конституция РБ, статья 44. Государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению. Неприкосновенность собственности охраняется законом. Собственность, приобретенная законным способом, защищается государством.